Понять пути развития цивилизации легче всего рассмотрев простейшую модель. Представим себе племя, живущее на территории, ограниченной горами, морем, рекой, другими племенами, лесом и т.д. Численность соплеменников возрастает, а ресурсы местности ограничены. Что делать? Есть два выхода : осваивать новые земли или интенсифицировать землепользование. Правда еще проще завоевать соседей и кормиться за их счет, но это сопряжено с легитимацией убийства себе подобных, а значит, с разрушением морали, веры, в общем, человечности. Но представим себе, что есть люди, которые не хотят убивать себе подобных, как ни странно это звучит в наше время (1). Они сохраняют человеколюбие, братство, заветы предков, но при этом обречены на довольно скудное существование на вновь осваиваемых территориях. Стараясь справедливо делить насущное между всеми членами племени, не забывая слабых и немощных, они живут небогато, но счастливо, понимая под ним покой и гармонию. Главное для них – согласие и сотрудничество между людьми и людей с природой, которая дарит пропитание, кров, защиту от болезней и понятные принципы взаимоотношений. Отсюда верования этих людей в духов и силы природы, обряды общения и согласия с ними. Технический прогресс здесь носит характер спонтанного творческого озарения расцветающей души, а не вынужденного конкурентного изобретательства с целью наживы. Из-за внутренней гармонии такой строй может быть разрушен только извне и только физически (2).
Путь завоеваний, сулит существенно большие материальные блага победителям, но подразумевает насилие и убийство , а значит неизбежное разрушение основ нормального человеческого общежития, причем в первую очередь в стане именно победителей. Внутренние распри и постоянный страх обмана и предательства в таком обществе требуют конструирования искусственных, сугубо рациональных принципов сосуществования, например, права, заменяющего естественные человеческие взаимоотношения, в котором вместо полноценного человека фигурирует кастрированный субъект этого самого права. А еще частной собственности, гарантирующей хоть какой-то старческий покой, взамен любви и заботы родственников. Поэтому и Боги здесь занимаются исключительно социальными вопросами. Технический прогресс здесь движется значительно шустрее, потому что ничто так не ускоряет его как война и, наоборот, ничто так скоро не вызывает войну, как технический прогресс. Лишенные стремления к гармонии и счастью, участники такого типа развития заменяют его вожделением богатства. Постепенно сосредоточив на этом все свои усилия, они окончательно вытравливают любые ростки душевного добра. Но за счет звериной хватки и хищных повадок побеждают всех, даже природу.
И вот в результате сейчас мы видим как гигантские, прекрасно организованные, несравнимые ни с чем по эффективности наращивания материальных благ, корпорации (3), в которых 95% трудоспособного населения проводят 80% свободного от сна и транспорта времени, словно огромные сваи цементируют текущую жизнь. Они делают деньги, делают богатство - основу общества потребления. Управляются они исключительно командно и абсолютно административно. Ни о каком выборе руководителей и вообще обсуждении их действий и речи быть не может. (Смешно представить). Здесь не место для гнилой демократии. Здесь делают дело и делают очень и очень качественно по веками отлаженным схемам и руководствам. А между ними притулился цирк для маргиналов и отдыха работников в свободное время, называемый политической жизнью, со своими акробатами, клоунами, дрессировщиками и прочими престидижитаторами. Вот здесь можно все: горлопанить, пихаться, пилить подпорки, оттягиваться по полной программе перед трудовой неделей. Для этого он и построен. Даже если этот цирк совсем рухнет, небоскребы не шелохнутся, отряхнутся и построят новый еще веселее. А то без него гляди того еще всякие начнут плеваться и гадить в приличном месте. В общем, полная победа разума и тела на пути к самоуничтожения (раз уж можно).
К сожалению, сообщества, избравшие первый путь, остались только в преданиях. Но в России на протяжении веков сохранялись принципы человеческой общности, братства, а так же совсем иные критерии счастья чем богатство и нажива. Естественно, в этом случае она была совершенно не способна экономически конкурировать с «западом». Поэтому для обеспечения обороноспособности приходилось концентрировать все материальные средства страны в одном месте под жестким централизованным управлением. В мирное время часть этих, сосредоточенных в одних руках ресурсов, могла быть возвращена на социальные, местные нужды. Поэтому исторически у нас сложилась другая экономическая конфигурация. Государственно-распределительная, так как все производство в первую очередь было сориентировано на государственные заказы, т.е. на содержание армии и обороносроительство.
Сейчас у нас вся страна - шапито, шатер которого держится на газо-нефтяной трубе, а по растяжкам -трубам стекают в рахитичные доморощенные предприятия еще не разворованные нефтерубли, в этих конторах и распределяемые. Эти, совершенно неконкурентноспособные по сравнению с транснациональными корпорациями, конгломераты не только ничего не поддерживают, но сами нуждаются в постоянной бюджетной подпитке из-за неэффективности и финансовой нерентабельности. Собственно они и создавались-то для врезки в трубу, как еще один приватизированный кран на ее ответвлении (чтобы получить госкредиты, госдотации, госзаказ, другую господдержку). У нас даже процветание ретэйла зависит от количества денег, которое государство выдало гражданам, напрямую или через бесконтрольные госпроекты. Поскольку в такой ситуации главное для предпринимателей - это лоббирование своих интересов наверху, то экономическая конкуренция сводится к политической борьбе и наоборот, политическая борьба есть по сути борьба экономическая за кран или краник на трубе или хотя бы на трубочке . Поэтому экономические проблемы пытаются решать политическими средствами, типа выбора директоров (смешно, но было) или назначения управляющих не согласно компетенции, а по политической надежности. А политические вопросы, в свою очередь – чисто экономическими методами, которые называются «административный ресурс». Такой политический цирк у нас повсеместно, т.е. везде орут, толкаются, вырывают из рук, бьют по ним. Не понимают, что ни при каких условиях, никакими методами нельзя раскачивать и подтачивать трубу, а так же третировать и бить по рукам тех, кто ее держит и холит. Рухнет не труба, а весь шатер, что было уже не раз. А по трубе будут продолжать течь нефть и газ, даже известно куда. Конечно, должен быть создан эффективный и справедливый механизм ротации «крановщиков», во избежание утечек, засоров и прорывов (4).
Смешайте, но не взбалтывайте в любых пропорциях эти две картинки, и вы получите схемы экономических систем разных стран. (Ясно, что по трубам в этом случае будут течь налоговые поступления).
1 Те кто в это не верит, могут вспомнить русских старообрядцев или Ганди с его «непротивлением злу насилием», т.е. бывает и сейчас.
2 К.Маркс и Ф.Энгельс, плоть от плоти сыны своего века, т.е. истинные капиталисты, смотрели на все глазами приобретателей, а значит просто представить себе не могли, что предводители и жрецы родовых общин не использовали свою власть для порабощения соплеменников и личного обогащения. А потому совершенно безосновательно предрекли экономическое разложение родового строя изнутри. Сердце и мозг не эксплуатируют остальной организм, они в нем живут и трудятся.
3 Не только промышленные, но и медицинские, образовательные, правовые и пр.
4 Для лиц действительно заинтересованных в этом, есть описание методики, основанной на всесторонней и объективной оценке деятельности различных уровней власти. Правда пока это никому не было интересно, хотя в природе, например, пиявка насосавшись, сама отваливается, дабы сохранить организм донора.
Комментарии
Отправить комментарий