Диалог между просветителем России Габриэловым К.А. и ведущим Автором проекта "Образ будущего - новая идеология" Бобровым А.В.
Статья Воина мне понравилась и надеюсь, со временем увидеть её продолжение. А с Ковалёвым, всё далеко не однозначно. У меня статья вызвала желание, рассмотреть эту ситуацию под совершенно другим углом, т.е. принять (пусть в порядке бреда) предлагаемые Ковалёвым условия как данность.И вот, принимая предлагаемые обстоятельства Ковалёва, мы видим некое самоорганизовавшееся, саморазвившееся и саморемонтирующееся, но не самодостаточное существо, которое, чтобы выжить (т.е. не погибнуть от застоя), создаёт некие подсущества (контролируемые системы) и одним из этих подсуществ является наш мир. При этом, подсущество не должно знать о создавшем его сверхсуществе. Интересная ситуация при этом получается. Даже, я бы сказал – подловатенькая, и выглядит это сверхсущество совершенно бессовестно. Посудите сами. Миллионы лет наша биологическая подсистема развивалась через жестокую конкуренцию, то есть путём убийства и пожирания одними биологическими организмами, других биоорганизмов, то есть в широком смысле - себе подобных. И вот возникает вопрос – зачем? Зачем мы, живые и чувствующие существа, терпели миллионы лет непереносимой боли и смертного страха? Чему служили наши вырванные потроха, дробящиеся кости и ужас пожираемой заживо плоти? Зачем наш смертный вой возносился к небу? Только затем, чтобы эта автоэволюционная система не заскучала и мхом с тоски не поросла? Ну, знаете-ли…
Вспоминается анекдотец о том, как «мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус». Посмеёмся над глупыми мышами? А если им жрать больше нечего?! Почему? Да потому, что та, не имеющая совести (т.е. нравственного самоконтроля) сила, которая запустила их (нас) в жизнь, поставила их (нас) ради своих узкоэгоистических целей, в совершенно невыносимые условия – либо рыдай, но жри кактус, либо подохни.
Как-то сам собой напрашивается вывод об отсутствии у этого сверхсущества этической компоненты сознания.
Но обратимся к подсистеме, т.е. нам грешным. Пока мы пожирали братьев своих и были пожираемы неосознанно, мы не могли дать оценки существующему порядку, как и тому, кто его установил. Но миллионы лет выживания, мучений и попыток приспособиться, заставили нас обрести сознание - научиться мыслить. Входила эта способность в планы нашего «творца» или мы обрели её самовольно – мы не знаем. Сказка о «смертном грехе познания», кстати, говорит о том, что скорее самовольно, чем по плану сверхсистемы, но… Но как бы там ни было, что выросло – то выросло, и способность к критическому мышлению, была нами обретена. Естественным ходом, она привела нас к вопросу кто мы, откуда и зачем появились. Путём долгих проб, нами были учуены, почувствованы (или придуманы - в данном случае это неважно) некие силы, не только неизмеримо превосходящие наши, но и вообще находящиеся на каком-то другом уровне бытия. Это было названо богом (богами, духами и т.д.) и поставлено нами на пьедестал непререкаемого авторитета. То есть эта сверхсистема, пусть как миф, сказка, но уже жила с нами, была частью нашего бытия. С течением времени и усложнением нашего представления о мире, её пьедестал, начал слегка трескаться. Первой серьёзной трещиной в нём (насколько я знаю) была Книга Иова. На его вопрос к т.н. богу: - «почему гибнет праведник в праведности своей и процветает нечестивец в нечестии своём», разумного, здравого ответа никто до сих пор не дал. Великий Сократ также внёс в это разрушение свой ядовитый юморок. Эпохи Возрождения и, последовавшая за ней - Просвещения, тоже серьёзно его расшатали. А уж с приходом нового (примерно середина 19 в.) эволюционного скачка, этот пьедестал начал просто разваливаться. Атеизм марксизма, «Бог умер» Ницше, богоискательство русской интеллигенции, «И мы убили своих богов» Борхеса, «Бунтующий человек» Камю и многое-многое другое, покрыли божий пьедестал глубокими трещинами сомнений и изрыли его воронками рекламаций. Итак, мы видим, что чем дальше идёт наше развитие (в том числе и этическое), тем больше от самой мысли о некоем сверхсуществе, создавшем нас (как зависимую систему), нас начнёт мутить. В конце концов, в качестве логического завершения процесса, нас просто вытошнит презрением, и ненавистью к этой сверхсистеме. И что тогда?
А вот тогда-то и начнётся самое интересное. Да не покажусь я Вам неумеренно пафосным, но, осознав, что прощение предавшего нас создателя – это предательство самого себя, как герои Борхеса, «Мы убьём своего бога». Но (!) принимая условия Ковалёва, мы не в силах убить самовосстанавливаемую систему. Нам не по силам схватить его за шкирку и натыкать его бессовестным рылом в те мерзости, которые он с нами сотворил! Увы, мы ведь всего лишь подсистема… Бессилие отчаяния и отчаяние бессилия, заставят нас искать другие пути мести и… И тут-то вступит в действие общий для всех и вся закон – ненависть перерастает в конкуренцию, конкуренция (со временем, разумеется) в сотрудничество, а сотрудничество в симбиотические отношения. И только повзрослев и развившись до перехода в иное качество, пройдя невидимый пороговый рубеж и влившись в эту сверхсистему как симбиот, то есть уже как совершенно полноправная её часть, которая является одним целым с ней... Мы наконец-то сможем поделиться с этой самоорганизовавшейся сволочью, всей полнотой, накопленной нами негативной информации.
И как знать, может быть это слияние, привнесёт в самоорганизующуюся систему, умение чувствовать (не только боль и страх, а самые разные чувства, ощущать которые мы научились благодаря жесточайшим условиям, в которые были поставлены) и мы, наконец, внесём в его сознание ту самую этическую компоненту, которой этой системе, так катастрофически недоставало…
Добрый день Константин Анатольевич!
Как всегда Вы задаете очень интересные вопросы, на которые хочется ответить."Зачем мы, живые и чувствующие существа, терпели миллионы лет непереносимой боли и смертного страха?".
А можно ли по другому? Без боли и страха создать совершенную сущность? Думаю, что ДА.Идет ли сейчас человечество по этому пути? Пока нет. Физическое тело человека состоит из клеток и они обладают рецепторами, реагирующие на внешнее раздражители и можно сказать, что клетки способны чувствовать боль. В сегодняшнем своем состоянии человек не может существовать без причинения боли своим частям (клеткам). Например, если не причинять боль ногтям, подстригая (осознано уничтожая часть своего тела) их, то они будут врастать в кожу и причинять боль уже клеткам кожи (и даже могут вызвать гибель всего организма). Тоже можно сказать и про страх; самый "сильный" страх, это страх смерти, который является одним из мощнейших неосознанных стимулов для выживания и развития отдельного человека.
Пути эволюции |
Сказка о «смертном грехе познания» не первая "сказка в книге", еще до этого действия в этой книге было рассказано о грехе гордости, когда подсистема возомнила себя лучшей, образовав тем самым противоположные понятия добра и зла, греха и блаженства, а еще до этого были понятия "Порядка" и "Хаоса". Однако эти понятия всего лишь способ человеческого мозга (разума) сопоставить реальность с формируемой мозгом системой идентификации (соответствия) человека и Мира. Даже понятие Время, это тоже один из таких же способов. Определить же предел Совершенства с помощью сегодняшних человеческих понятий пока еще невозможно. Но мы можем представить себе, что он существует.
Граница реальности |
"... пьедестал, начал слегка трескаться".
Тут могу только развить Вашу мысль на графике (добавив еще одну стрелку в ранее сделанную схему). Ваша метафора в виде постоянно разрушаемого пьедестала, это понимаемая нами граница реальности (Яви), которая находится во взаимосвязи с человеческим воображением. Разница между границей реальности и нашим воображением уменьшается и исчезнет в момент создания совершенной сущности (Бога).Ответом же на вопрос Иова может быть только прощение Бога (совершенной автоэволюционной системы). Взятие Христом на себя грехов отцов надо относить не только на прошлые поступки, но и на будущие. То есть простить нас самих (Человечество, Бога, Совершенную сущность) в будущем. Причем, создавших нас именно такими, с нашими достоинствами и недостатками.
Момент "рождения" Бога (Совершенной сущности), в том числе, совпадает с моментом получения прощения, как над прошедшими деяниями, так и над будущими. Да и после смерти человека происходит не только суд над его прошлыми поступками, но и будущих последствий и не только его, но и всего Человечества (Бога) тоже. Смысл известной заповеди Христа не меняется, если в него вставить слово Бог или Совершенная сущность: Возлюби ближнего твоего, как самого себя = Возлюби Бога (Совершенную сущность) твоего, как самого себя = Возлюби ближнего твоего, как самого Бога (Совершенную сущность).
... совершенно полноправная её часть, которая является одним целым с ней...
Я бы добавил к тезисам Ковалева еще один: Автоэволюционная система (первичная) не может быть "образована" без созданных ею подсистем. В этом ее несовершенство (как несовершенство используемых понятий).И это несовершенство исправляется через покаяние этой системой (Богом) и прощение ее нами. Прощение Бога. Прощение нами Бога (этой Совершенной системы). Прощение нас будущих.
Это именно то чувство, которое не хватает этой совершенной (в наших несовершенных понятиях) системе. Но которое, мы - люди можем дать ей. Стать с этой системой (Богом) одним целым.
И возможно слово Совершенство, это то главное слово, в котором заключена цель существования Человечества, и которое многие ищут для создания Новой идеологии.
Габриелов Констаетин Анатольевич
Биография на проекте Наша история
Награжден Интернет-наградой "Просветитель России"
В Белой Книге
Аккаунты в социальных сетях:
Эта статья перемещена с проекта "Новая идеология" и стала первой совместно написанной статьей на проекте - именно всемерное распространение культуры совместного творчества входит в сверхзадачу проекта .
Бобров Александр Валентинович
Биография на проекте Наша история
Награжден Интернет-наградой "Просветитель России"
В Белой Книге
Аккаунты в социальных сетях:
Комментарии
Отправить комментарий